Автор Тема: Литература в школе  (Прочитано 15079 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #40 : Март 27, 2004, 07:54:23 pm »
Цитировать (выделенное)
Удивительно, но в жизни прочитанная классика (кроме поэзии) мне помогала лишь при отгадывании кроссвордов. И вот сейчас. Абсолютно уверен, что ничего в моей жизни не изменилось, не прочитай я  Толстого,  Достоевского и всех прочих классиков
Печально...

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #41 : Март 28, 2004, 04:41:14 am »
Цитировать (выделенное)
Печально...
наверное[p]Сегодня услышал интересную цитату из Гете: успех образования зависит не столько от красноречия лектора, сколько от остроты слуха слушателя (не дословно).  
Все-таки сейчас разрыв между литературным и повседневным языком много больше, чем 15 лет назад. Едва ли образы классической литературы могут стать моральными ориентирами (Сонечка - съехавшая с катушек проститутка, Каренина - б.... ). Ленского знают - как же, его сам Басков спел! Вот если бы поставили "А.Каренину" по типу "Новогодние вечера на ОРТ" (конечно, Каренина - Пугачева, Вронский - Киркоров; в роли поезда - Сердючка, толкающая новым бюстом дрезину), то тогда Анна стала бы супер звездой. Все-таки соглашусь с Roland, что надо освобождать литературу от воспитательной роли.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #42 : Март 28, 2004, 03:23:47 pm »
Aloev
Я совсем не имела в виду воспитание литературными героями напрямик. Я абсолютно уверена, что внутренний мир человека по большей части формируют книги (как бы идеалистично это не звучало). Сейчас пришла в голову смешная аналогия: когда ешь котлету, то силы и пользу тебе приносит не сама котлета, а вещества, которые из неё получаются, в процессе переработки твоим организмом.
 Меняют книги человека, переводят личность на другой качественный уровень.
 Один великий фотограф объяснял почему любимой его моделью была Изабелла Росселини: "Это женщина, в глазах которой отражается "Мадам Бовари".
Классика в школе (переватенная с толком) - фундамент хорошего вкуса, ей я обязана мыслью в глазах, относительно правильной речью, удовольствием быть собеседницей самой себе...

Оффлайн Valjan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 669
  • Карма: +0/-0
    • http://нету
Литература в школе
« Ответ #43 : Март 29, 2004, 12:37:33 am »
Литература - это же не ознакомительный предмет. В школе нет ни одного ознакомительного предмета. Каждая дисциплина призвана чему-то научить. Дать какие-то навыки, а не только информацию. Навыки, которые пригодяться потом в жизни.
Прочитал последние сообщения и возник вопрос, какие же навыки по-вашему, прививает литература школьникам?  
Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #44 : Март 29, 2004, 04:50:00 am »
И все-таки, господа, я за разносторонность. Гуманитарный уклон, когда
Цитировать (выделенное)
внутренний мир человека по большей части формируют книги
очень однобок и даже опасен. Простой пример: в Европе в начале 20 века был бум чтения, именно тогда в школах стали преподавать самую разнообразную литературу. И что? Магда, жена Геббельса, была исключительно начитанной женщиной и до встречи с Гитлером имела много светлых идеалов. И что? Или сейчас: в кого не ткни из 30-60-летних - все знают что-то из Толстого, Пушкина, Есенина и т.д., большинство читали и продолжают читать. И все равно бестолку. Как европейцы не кичатся своей начитанностью, но когда бомбили Белград я от очень образованных и утонченных людей слышал слова "Правильно! Сами виноваты!!!".
История учит, что она ничему людей не учит. Про литературу можно сказать то же. Человек может стать утонченнее, хорошо говорить, иметь хороший вкус и манеры - но все это лишь маска.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #45 : Март 29, 2004, 07:20:52 pm »
Valjan
Цитировать (выделенное)
Прочитал последние сообщения и возник вопрос, какие же навыки по-вашему, прививает литература школьникам?  
Правильная речь, грамотное письмо, элементарная эрудиция, помогающая общаться, как минимум. Максимум, - по мнению Алоева, - опасный гуманитарный уклон, так что не перечисляю, чтобы не раздражать человека по новой.
  Aloev
Цитировать (выделенное)
История учит, что она ничему людей не учит. Про литературу можно сказать то же. Человек может стать утонченнее, хорошо говорить, иметь хороший вкус и манеры - но все это лишь маска.
Хорошо, что ты предлагаешь? Как, где и чему  детей будем учить?

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #46 : Март 29, 2004, 08:48:16 pm »
Fuxya
Цитировать (выделенное)
Как, где и чему  детей будем учить?
Учить-то надо в школе, просто литературе уделять минимум внимания, а больше учить физике, математике, химии ин. языкам:umnik:  А кому будет скучно в старости вечерком, кто захочет, тот возмет какую-нибудь книгу и прочитает её! По собственной воле, а не потому, что надо будет учителю пересказывать содержание! Это имхо :smirk:

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #47 : Март 29, 2004, 10:55:08 pm »
Нуу не согласен. Со всем. Так как никакого "этического", нравственного воспитания в школе тогда вовсе не останется. Да и современная литература в нашей школе не так уж ужасна как ее малюют. Хуже было бы, если бы ее вообще не было.

Оффлайн Vovkina

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 182
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #48 : Апрель 07, 2004, 09:53:00 am »
Многоуважаемые, как-то разбираясь в завалах своих тетерадей, наткнулась на тетрадь с собственными сочинениями по литературе - чуть не расплакалась, ей богу. Сколько мыслей, причём своих, я принципиально не скатывала ничего, даже в критиков заглядывала опосля написания. И всё от прочитанного мысли-то, по той же преславутой школьной программе. Конечно, чётко просматривалась тенденция: вот это была отписка, за которую даже и 4 могли поставить, а вот это писалось от души до глубокой ночи. Помню даже свои ощущения, когда по Лермонтову писала, по Пушкину, по Достоевскому, по Тургеневу, по Маяковскому, по Булгакову, по Серебряному веку. Не все, конечно же эпохи и произведения нравились,  и по некоторым я вообще 1 имела за отсутствие сочинения, но с литературы не воротило. Я считаю, что вообще школьники большие везунчики в плане накопления знаний: историю проходят, языки проходят, а это облегчает иной раз ориентацию в произведениях, которые написаны пару веков назад. Ну, вот, я "Войну и Мир" тоде не читала, но собираюсь, когда в школе училась, читала только выборочно,  что дало мне хотя бы общее представление о том, как написано, о ком и приблизительно о чём. "Все мы учились понемногу, чему нибудь и как нибудь".  И не возникало у меня мысли,  что нужно в корне переделывать школьную программу. Многое, как уже говорили, зависит от учителя. А одна из главных задач учителя - научть учиться, чтобы ученик и сам не почувствовал того, как он начал сам понимать, что ему это надо, что ему интересно и начал делать.  Мне с учителем повезло, мне интересно было копать там, где мне было интересно и палку никто над головой не держал. И ещё, повезло мне в том, что я училась в английской школе и у нас были отдельные предметы: Мировая Художественная Культура и английская литература. И охватец-то был большой. По МХК мы читали зарубежную классику и не только, а по английской литературе мы брали философоф, писателей, поэтов Англии и Америки. Помню сама готовила урок по "Чайке..." Ричарда Баха.
А программу школьную сейчас пытаются ужимать и обновлять по возможности. Загляните в новые хрестоматии, вы там и Хвостенко найдёте. Я ещё вижу проблему в том, что элементарно денег не хватает у школ. На образование-то у нас ооооооочень мало денежек выделяют, и проведение такой реформы не по карману.  А что касается классиков, то читать их надо и врубаться в особенности эпохи полезно - это же наша жизнь. Не можем же мы жить только на уровне "Поколения П".
застыть пристойно изваянью, а не живому существу

Оффлайн Vovkina

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 182
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #49 : Апрель 07, 2004, 09:59:48 am »
Цитировать (выделенное)
Цитировать (выделенное)
Удивительно, но в жизни прочитанная классика (кроме поэзии) мне помогала лишь при отгадывании кроссвордов. И вот сейчас. Абсолютно уверен, что ничего в моей жизни не изменилось, не прочитай я  Толстого,  Достоевского и всех прочих классиков
Печально...
Вот уж воистину печально.
застыть пристойно изваянью, а не живому существу

Оффлайн Aloev

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3147
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #50 : Апрель 07, 2004, 01:23:51 pm »
Vovkina
А что печального? Я же не печалюсь, что читающие классику не читали Дарвина (и массу всего). Во времена Чехова его читали ( писатели - все), сейчас - нет, хотя это тоже классика, причем написанная хорошим литературным языком и сыгравшая ключевую роль в формировании нового мышления в 20 веке. Как можно понять Ницше, Лондона, Горького не зная Дарвина? У нас сейчас как: образованный тот, кто много читает худ. литературы, но может не знать таблицу умножения.
Прислушайтесь к голосу разума! Слышите, какую чушь он несет?!

Оффлайн Picedelane

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1673
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #51 : Апрель 07, 2004, 05:47:41 pm »
Цитировать (выделенное)
Сколько мыслей, причём своих, я принципиально не скатывала ничего, даже в критиков заглядывала опосля написания
Ага, у нас кто бы попробовал что-нибудь своё написать - сидим, безропотно записываем лекции учителя, а потом просто переписываем это в сочинение. Ну и где здесь интерес к чтению, к литературе, скажите пожалуйста?  :dryy:
Но это - уже традиции, сложившиеся в нашей стране, и мы - не единственные, кто перетирает косточки учителям лит-ры. И всё-таки как ни крути, а из школ мы выходим в большинстве своём выученными и образованными, и если бы не учителя лит-ры, во сколько лет бы мы взялись за серьезную литературу?   :huh:  
Цитировать (выделенное)
У нас сейчас как: образованный тот, кто много читает худ. литературы, но может не знать таблицу умножения.
Это уже Шерлок Холмс какой-то получается :smile:
У меня соседка по парте не знает таблицы умножения и считает каким-то своим способом. Но быстро и правильно! Вот так рождаются гении  :cools:
« Последнее редактирование: Апрель 07, 2004, 05:50:34 pm от Picedelane »
Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце.

Оффлайн Aloev

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3147
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #52 : Апрель 08, 2004, 07:16:59 am »
Picedelane
Твоя соседка владеет той же таблицей, только на другом уровне.
Прислушайтесь к голосу разума! Слышите, какую чушь он несет?!

Оффлайн StranNik

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8963
  • Карма: +12/-0
  • Логико-интуитивный интроверт
    • http://www.bestforum.ru/forums
Литература в школе
« Ответ #53 : Апрель 08, 2004, 07:57:24 am »
[!--sizeo:1--][span style=\"font-size:8pt;line-height:100%\"][!--/sizeo--]про таблицу - я ее никогда не знал, так и маюсь, хорошо есть калькулятор и компьютер...[!--sizec--][/span][!--/sizec--]
Ни богатства, ни избыток роскоши не могут заставить наших врагов любить или уважать нас. Это сделает только страх перед нашим оружием. (с)Вегеций.

Оффлайн Picedelane

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1673
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #54 : Апрель 08, 2004, 11:33:48 am »
Aloev
Да нет, здесь дело не только в этом. Она на самом деле очень способная: у неё свой стиль мышления, феноменальная память, точная логика, быстрая, (ОЧЕНЬ) быстрая соображалка. Надо понасобирать автографов  :cools:
Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце.

Оффлайн Vovkina

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 182
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #55 : Апрель 09, 2004, 10:00:20 am »
Цитировать (выделенное)
Как можно понять Ницше, Лондона, Горького не зная Дарвина? У нас сейчас как: образованный тот, кто много читает худ. литературы, но может не знать таблицу умножения.
Милостивый государь Алоев,
читая ваши строки вспоминаю из записных книжек Довлатова:
-Как наши дети будут жить без Достоевского?
- А как Пушкин жил без Достоевского, а как Лермонтов?
Конечно, всего не прочтёшь и во всё не вчитаешься, но если мы берём постмодерновую литературу, то она ж центонна, и чтоб её понять нужно иметь очень толстый интеллектуальный слой.
А печаль моя вызвана отсутствием чувствительности к прочитанному. Но может оно и хорошо, у парня устойчивая психика.
Теперь по поводу образаванности. Можно читать массу книг, даже зная при этом таблицу умножения и не быть образованным. В моем понятийном аппарате образованный - значит обладающий универсальными знаниями и умеющий их применять, поэтому в библиотеке образованного человека не только художественная литература, но и дореволюционная тетрадочка с таблицами умножения и Менделеева может оказаться.  А человек много читающий художественной литературы  - начитанный, но не обязательно умный и воспитанный.
застыть пристойно изваянью, а не живому существу

Оффлайн Aloev

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3147
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #56 : Апрель 09, 2004, 10:55:14 am »
Vovkina
Спорить не буду - всё равно всё у нас однобоко. Стараюсь сейчас читать поменьше - берегу психику. Детскую психику тоже беречь надо.
Прислушайтесь к голосу разума! Слышите, какую чушь он несет?!

Оффлайн Vovkina

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 182
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #57 : Апрель 09, 2004, 11:40:57 am »
Цитировать (выделенное)
Vovkina
Спорить не буду - всё равно всё у нас однобоко. Стараюсь сейчас читать поменьше - берегу психику. Детскую психику тоже беречь надо.
Простите, у кого у нас, и что всё?(этоя про однобокость)
А с психикой у детей намного стабильнее (из личного опыта, я сейчас учителем в школе работаю). Им иногда полезно встряхнуться книжицой другой, а то совсем плесенью покроются.
застыть пристойно изваянью, а не живому существу

Оффлайн Picedelane

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1673
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #58 : Апрель 09, 2004, 12:44:36 pm »
Vovkina
узнаю родные нотки учителя :smile: Вы, наверное, литературу и русский преподаете?
Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце.

Оффлайн Aloev

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3147
  • Карма: +0/-0
    • http://
Литература в школе
« Ответ #59 : Апрель 09, 2004, 01:02:45 pm »
Vovkina
Между прочим, плесень продуцирует антибиотики. Так что и она бывает полезной.  
У "нас" - в нашем нынешнем образовании. "Всё" - это во всех предметах. Только, пожалуй, математика еще на высоте.
Прислушайтесь к голосу разума! Слышите, какую чушь он несет?!