Автор Тема: Литература в школе  (Прочитано 14806 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Valjan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 669
  • Карма: +0/-0
    • http://нету
Литература в школе
« : Февраль 25, 2004, 05:39:46 pm »
Мне кажется, что составители школьной программы по литературе, то ли очень жестокие, то ли очень обиженные люди.
На моих глазах умные ребята начинают ненавидит книги. А какая реакция может возникнуть у человека, когда ему в 14 лет суют под нос огромные фалианты "Войны и мира" (когда вот только вышла GTA Vice City), или пропитанные желтизной Петербурга "Преступление и наказание" (когда на восемь свиданка с Маринкой назначена) да еще и заставляют все это читать, чуть что не так - палкой по голове, двойкой по журналу.
Когда я учился в школе - не видел ни одного человека, читающего что либо по программе. Мое счастье - я прочитал это намного раньше (когда все про деда Мазая диктанты писали). И то, именно из-за школы до сих пор не могу взять в руки Тургенева. Толстого "ВиМ" - тоже не читал.
Сегодня звонит друг, говорит: "Отгадай, что читаю? Войну и Мир" (долгий истерический смех). И знаешь, что самое удивительное - мне нравится".
Хочу узнать Ваше мнение о том, как надо строить школьную программу по литературе.
В нашем городе со следующего года хотят ввести свободные посещения уроков (в качестве эксперимента, в том числе и уроков литературы). Но ведь с другой стороны, кого-то этими заставляющими палками - может раз в жизни к литературе прикасали, а не только отпугивали тех, кто сам к ней стремился.
Жду ваших мыслей.
Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #1 : Февраль 26, 2004, 12:01:19 pm »
Да, программа перегружена - это точно. Одних сочинений сколько писать надо! Я конечно читать люблю, но к классике у меня сложилась стойкая неприязнь. Мне бы хотелось, чтоб в программу ввели что-нибудь современное ;) ну и какие-нибудь произведения полегче...

Оффлайн Valjan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 669
  • Карма: +0/-0
    • http://нету
Литература в школе
« Ответ #2 : Февраль 26, 2004, 09:30:34 pm »
Snake, например?[p]Во Владимире есть такой человек - Марк Рябов. Это один из главных современных исследователей творчества Тургенева в мире. Кроме всеразличных форумов и семинаров, он также посещает две своих работы. А работает он сторожем в какой-то конторе, и учителем литературы в школе и паре владимирских вузов.
Однажды я видел как он проверяет сочинения. За минуту проверки он ставит около 20 двоек. Он их даже и не читает вовсе. Открывает, смотрит и лепит двойку.  Ни одной другой оценки у него я не видел (орфографию он не трогает).
Я спросил, он ответил. Во-первых, он уже все это читал, во-вторых, он знал что каждый из них напишет то или это, в-третьих, он знает откуда они все это списали.
Хорошо, если в школе будут проходить Сомерсета Моэма или Маркиза де Сада (только потому что они более нравятся в этом возрасте) - будет ли это обучением?
Мне стало интересно писать сочинения после Салтыкова-Щедрина. Далее по программе пошли мои любимые писатели и мне было что сказать по этому поводу. Но если бы я никогда не любил этих писателей, я все равно бы писал такие сочинения.
Помню, через три года после выпускного, я дал свою тетрадку по литературе соседке. Она списала мое сочинение по "Мертвым душам". Учительница выгнала за это ее из класса. Оказалось, что она переписывала все мои сочинения и занала их почти наизусть. Ни одной пятерки по литературе я от нее так и не увидел. Она не ставила мне оценок вообще. Тетрадка была исчеркана, за грамотность виднелась двойка и всё. Вру, одну пятерку она мне все же поставила: итоговую по предмету в выпускном классе.
Это я к тому, что я ей очень благодарен, при всей той ненависти что мы испытывали друг к другу, мы не могли без друг друга жить. Без нее, даже с моим читающим и пишущим отцом, я никогда бы не стал ни журналистом, ни книголюбом, ни человек, пытающимся выразить мысли на бумаге.
 Может роль учителя тоже очень важна? Я писал свои мысли назло ей и только для нее.  Сейчас ее нет в живых, и мне скучно писать сочинения для своего племянника.
Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #3 : Февраль 27, 2004, 12:58:03 am »
C мнением о перегруженности школьной программы по литературе я согласна. Но есть одно но... Лично у меня к некоторым произведениям появилась стойкая неприязнь, а к некоторым - любовь на всю жизнь.
А еще я считаю, что учителям надо больше времени уделять внеклассному чтению, а именно - тем книгам, котрые интересны их ученикам. Это будет гораздо интереснее и будет несколько разбавлять "тяжесть" классических произведений литературы.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #4 : Февраль 27, 2004, 03:05:43 pm »
А зачем в школе преподают литературу? Чтоб научить жизни, чувствам, принципам поведения, "залить" в мозги определенные ограничители - что такое хорошо, и что такое плохо... Но произведения выбраны не очень удачно.. Тот же Достоевский - проблемы, может, и вневременные, но декорации довлеют над ними.. Тоже и с Толстым, и с Тургеневым... Время непонятно школьнику, эти книжки писались для людей 19 столетия.. Да и в жизни прявилось много современных, непохваченных классиками проблем и механизмов общения..
О сочинениях.. Странные это задания.. На уроках музыки нас ведь не заставляли писать музыку? На уроках рисования - не драконили идеальными шарами, капителями и головами? На математике мы не придумываем теорем, на физике не создаем теорий, на химии не открываем 130-й элемент, на истории - неизвестный список с "Повести временных лет"? Почему же на литературе нас заставляют становится в один ряд с людьми, пишущими рецензии в прессе, преди- и послесловия?
В старших классах у меня за сочинения были две пятерки по литературе - за первое у этой учительницы и за выпускное, остальные - трояки.. Выпускное я писал по свободной теме, поскольку все большинство преподавателей литературы - еврейки, взял соответственную книгу "родного" им писателя, причем на полную пользовался послесловием.. Пятаком исправил итоговую по литературе.. Но зарекся писать..

Оффлайн Valjan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 669
  • Карма: +0/-0
    • http://нету
Литература в школе
« Ответ #5 : Февраль 27, 2004, 10:58:41 pm »
Rubilnik, во многом с тобой соглашусь.
Но, во-первых, не знал что "родными" писатели становятся только после проверки паспорта.
Во-вторых, сочинение - это все же в большинстве школ не эссе - а проверка знаний критической базы. Меня это тоже всегда удивляло. По сути  сами учителя предлагали поиграть в игру-профонацию. Берите мысли Белинского, Ушакова, Писарева и выдавайте их за свои. У нас до 8-го класса за "отход" к своим размышлениям сразу кол ставили.
И потом, разве не осовременилась сечас школьная программа. Появились Пастернак, Бунин, Распутин. Но школьникам это не более интересно, чем литература 19 века. Что же, Пелевина что ли проходить?[p]
Цитировать (выделенное)
А еще я считаю, что учителям надо больше времени уделять внеклассному чтению, а именно - тем книгам, котрые интересны их ученикам.
[p]Было у нас и такое. Но тоже, вот загвоздочка.  Большинству вообще в школе книги не интересны, вне зависимости от того, что и как написано на обложке.
Когда учитель дает на лето задание прочитать любую книгу и написать по ней сочинение и все, как один в классе, пишут на тему "Машеньки" Набокова - согласитесь это странно. Но только в той степени, в какой я пытался им пересказать содержание этой книги на перемене перед уроком.
Проще тогда вообще отменить литературу. Или сделать ее свободно посещаемым предметом.
Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #6 : Февраль 27, 2004, 11:18:56 pm »
Цитировать (выделенное)
Большинству вообще в школе книги не интересны, вне зависимости от того, что и как написано на обложке.
И прежде всего самим учителям литературы!!!!! По крайней мере большего "шаблонизЬма" и "клишизЬма" Я не встречал!!!!!!!!!!

Оффлайн Valjan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 669
  • Карма: +0/-0
    • http://нету
Литература в школе
« Ответ #7 : Февраль 27, 2004, 11:22:57 pm »
DostaeFFskiy, но все учителя, но, без сомнения, большинство.
Для меня действительно было большой загадкой, что учитель литературы модет не знать того или иного писателя (Маркеса, например, или Хармса), даже не слышать ни разу его имени.
Или эти бесконечные "Лучи света в темном царстве". Но откуда же взяться то нормальным учителям-то? Они ведь тоже все когда-то в школе учились...
Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #8 : Февраль 27, 2004, 11:34:00 pm »
Цитировать (выделенное)
Они ведь тоже все когда-то в школе учились...
Ты тоже!!!!!!!
....и, надеюсь, Алоев!!!!!!!!
......и (шепотом, оглядываясь по сторонам) Я тоже когда-то учился в школе!!!!![p]Но, прежде всего, тут нуна иметь, тксказать, дар что ли..... Ведь можно быть до темечка "зачитанным", а подать это все в таком виде, шо.......................
Кста, дар этот должен быть особого рода - всех заинтересовать, наверное, не удастся (попробуй совладай с 20-40 отморозками, Я лично в последних классах все сочинения писал укуренный в дымину), но нужно уметь закинуть зерна неравнодушия (вот это Я загнул) хотя бы в некоторых!!!!!!!

Оффлайн Valjan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 669
  • Карма: +0/-0
    • http://нету
Литература в школе
« Ответ #9 : Февраль 27, 2004, 11:49:45 pm »
Цитировать (выделенное)
но нужно уметь закинуть зерна неравнодушия (вот это Я загнул) хотя бы в некоторых!!!!!!!
[p]А остальным, как говаривал Чернышевский, чё делать? Уроки литературы, как стрелка забивания косячков - не самая радужная перспектива.
Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #10 : Февраль 28, 2004, 12:01:39 am »
Цитировать (выделенное)
А остальным, как говаривал Чернышевский, чё делать?
Нифига не делать, мож у них с математикой или физикой все Ок. Если устроить вольное посещение, то народ ващще учицца не будет и школьная программа будет занимать лет 20. Поэтому принудиловка и создание профильных классов - ИМХО, на сегодня вполне приемлемое решение.

Оффлайн Valjan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 669
  • Карма: +0/-0
    • http://нету
Литература в школе
« Ответ #11 : Март 02, 2004, 03:24:29 pm »
Лично мое, человека, без уроков литературы которого бы не состоялось, мнение таковое. Школьная программа не только не сложна - она чрезмерно упрощенна. Огромные пласты, вселенные остаются неохваченными. Необходимо усложнять, разнообразить, интренационалить программу. Кто не выдерживает - два и сиди, слушай дальше (не надо этих поощрений "медалистов", "девушек-зубрилок", "да вроде парень-то неплохой" - это вредит только и они сами потом это понимают). Усредненность - вот беда школы. "Средняя" школа - вытягивает из болота отстающих, за счет ног, стремящихся в небо. Сугубо личное мнение.
Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #12 : Март 02, 2004, 04:24:27 pm »
Мое мнение обратное. Что может понять школьник в "Анне Карениной" или "Идиоте"?
Цитировать (выделенное)
Усредненность - вот беда школы.
конечно. меня хоть ночью разбуди - я не забуду таблицу умножения. Без Толстого и Достоевского прожить можно очень даже хорошо, а без элементарных знаний географии, математики, биологии, химии-физики  и английского - не жизнь, а только мучения. Почему? Потому что все эти предметы дают универсальные знания, которые применимы в любой точке земного шара.  Обязательное чтение большого числа серьезных книг в школе - это форменное издевательство.

Оффлайн Valjan

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 669
  • Карма: +0/-0
    • http://нету
Литература в школе
« Ответ #13 : Март 03, 2004, 05:56:33 am »
Цитировать (выделенное)
Потому что все эти предметы дают универсальные знания, которые применимы в любой точке земного шара.  Обязательное чтение большого числа серьезных книг в школе - это форменное издевательство.
[p]Все эти книги дают главное - умение жить и пользоваться теми универсальными знаниями, которые применимы в любой точке земного шара. Литература - разрез человеческой сущности, наука о человеке живущем (не знаю как это по-латыни). Мы достаточно знаем о считающем, тыкающем, говорящем, трепанирующем (etc...), но не знаем как все это объяснить. История учит избегать уже совершенных ошибок, что нас научит не совершать новых? Я понимаю, что говорю глупо, но моя поверхностность не позволяет найти более нужных слов.
Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #14 : Март 03, 2004, 10:54:03 am »
Aloev
Цитировать (выделенное)
Без Толстого и Достоевского прожить можно очень даже хорошо, а без элементарных знаний географии, математики, биологии, химии-физики  и английского - не жизнь, а только мучения. Почему? Потому что все эти предметы дают универсальные знания, которые применимы в любой точке земного шара.  Обязательное чтение большого числа серьезных книг в школе - это форменное издевательство.
Я с тобой полностью согласен. Программа действительно перегружена. Мне кажется, многое надо давать на "добровольное" изучение, или ввобще сделать литру свободно посещаемым предметом. Не спорю, классиков знать надо, но вот только если нывязывать их так, как сейчас, то у молодежи к ним не проснется никаких чувств, кроме ненависти.

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #15 : Март 03, 2004, 11:00:14 am »
Читающие люди зачастую много несчастнее тех, кто не грузит себя чужими выдумками.
 
Цитировать (выделенное)
История учит избегать уже совершенных ошибок, что нас научит не совершать новых?
ничего - потому совершаем и будем совершать. История учит, что ничему не учит. А литература - лишь подтверждает это. Я не против чтения - я против "массированной" атаки на детские души минометными очередями Миллеров, Хармсов и иже с ними. Потом, после школы - читайте сколько влезет. Благо нет "обязаловки", которая самое прекрасное произведение сделает отвратным.

Инга-Льдинка

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #16 : Март 03, 2004, 11:37:33 am »
Цитировать (выделенное)
И то, именно из-за школы до сих пор не могу взять в руки Тургенева. Толстого "ВиМ" - тоже не читал
Аналогично. А вот "Преступление и наказние", "Идиота" читала взахлеб.
Цитировать (выделенное)
а без элементарных знаний географии, математики, биологии, химии-физики  и английского - не жизнь, а только мучения.
:lol: :lol:
Aloev
Насмешил. Подруга ради прикола, попросила меня на память нарисовать карту мира, - недосчиталась парочки континентов, а Африка по моей карте примыкает к Евразии. По географии я полный ноль. Топографический кретинизм. :gigi: Реально не могу решить задачки для 7 класса, и без колькулятора считать не могу. Пыталась тут выяснить сколько каллорий в 30 граммах шоколада, если в 100 гр - 480 (приблизительно). Угогатывалась вся работа. Точно так и не решила :gigi: Бестолочь! Про химию и физику вообще молчу. Вот только с английским повезло. Учлась в гуманитарном классе ;)
И самое интересное, что прекрасно без этих наук живу, только вот в Ветеренарную академию путь заказан :)

Оффлайн wild hawk

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2531
  • Карма: +0/-0
    • http://www.linev.lineva.net
Литература в школе
« Ответ #17 : Март 03, 2004, 12:59:05 pm »
Никогда не любил литературу как предмет изучения. Всегда бесило, то как учитель разжевывал каждый текст вплоть до запятых, выискивая какой-то там смысел. Я считаю, что смысл должен найти каждый ученик для себя сам. И я знаю, что не один так ненавижу этот предмет, В 10 классе у нас сменилось 4 учителя... от нас все отказывались. Ситуюция изменилась в 11 классе, когда нам дали молоденькую, симпатичную учительницу, по которой все сохли, но и она от нас отказывалась 5 раз....
Внедорожник - это автомобиль, который застрянет там, куда другой не доедет...

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #18 : Март 03, 2004, 02:38:46 pm »
Цитировать (выделенное)
Пыталась тут выяснить сколько каллорий в 30 граммах шоколада, если в 100 гр - 480 (приблизительно). Угогатывалась вся работа. Точно так и не решила
А я про что? - Мучения одни!:gigi:

  • Гость
Литература в школе
« Ответ #19 : Март 03, 2004, 03:07:52 pm »
Школьная программа по литературе нисколько не перегружена.
Но и усложнять ее тоже не стоит. Просто иногда имеет смысл пересматривать список (благо, сейчас, кажется, учитель имеет право создавать альтернативную программу) произведений и почаще устраивать уроки т.н. Внеклассного чтения.